+7 (812) 528-62-02
domtrudolubia@mail.ru
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Малоохтинский дом трудолюбия


Полезные ссылки
   
Организация работы дневного отделения в летний период


Опыт социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

«Малоохтинский дом трудолюбия»

Н. А. Старовойтова

Отделение дневного пребывания и социального патронажа яв-
ляется структурным подразделением Социально-реабилитацион-
ного центра для несовершеннолетних «малоохтинский дом тру-
долюбия». Комплексная социальная поддержка предоставляется
несовершеннолетним и их законным представителям в условиях
открытой среды. Отделение предоставляет услуги своим клиентам
круглогодично в соответствии с разработанным планом меропри-
ятий. Летний период работы отделения имеет свою, отличную от
остального времени работы, специфику в  организации времени
и пространства, постановке целей и задач. Для детей это время
отдыха. Для родителей, которые не в силах обеспечить надзор за
детьми в летний период, это время повышенной опасности для их
здоровья и благополучия. Понимая остроту обозначенной пробле-
мы, на дневном отделении Центра в летний период была организо-
вана среда, в равной степени удовлетворяющая потребностям как
детей, так и их родителей.
Актуальность темы. Организация досуга детей в летний пери-
од в условиях города, как показывает наша практика, актуальная
задача. Как правило, это дети из семей, испытывающих нехватку
собственных ресурсов для организации летнего отдыха своих де-
тей и поэтому в той или иной мере нуждающихся в социальной по-
мощи и поддержке государства. Родители не всегда могут организо-
вать летний отдых ребенка — из-за собственной занятости, в связи
с  материальными трудностями или элементарной родительской
некомпетентностью. В результате дети оказываются предоставлен-
ными самим себе, что значительно повышает риск девиантного по-
ведения, совершения ими правонарушений и вовлечения их в асо-
циальные группы.

Формирование программы. Лето — это время, когда детям хо-
чется больше отдыхать, гулять, развлекаться. задача специалистов
состоит в том, чтобы отдых и развлечения были интересными и по-
лезными для детей. Программа летнего отдыха была подготовлена
для группы детей от 8 до 11 лет. Июнь был посвящен знакомству
детей с историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга
и  его окрестностей. В  процессе наблюдения и  взаимодействия
с детьми в течение этого месяца родилась идея для программы на
июль. В июле на дневном отделении «работала» Школа хороших
манер.
При составлении программы специалисты учитывали целый
комплекс факторов, влияющих на восприятие и принятие детьми
форм, методов подачи информации и собственно предложенного
материала:
 
—нервно-психическое развитие детей младшего школьного
возраста;
 
—неоднородность группы (возрастная, этническая, культур-
ная);
 
—потребность в поощрении детей (материальная, вербальная);
 
—ролевые предпочтения и личностные особенности детей;
 
—позитивная обратная связь с родителями.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высо-
кая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое
реагирование на внешние воздействия приводят к быстрому утом-
лению, что требует бережного отношения к их психике, обязатель-
ного переключения с одного вида деятельности на другой. У детей
усиливается контроль сознания над поведением и  развиваются
элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное
развитие мозга, в частности его аналитико-синтетических функ-
ций. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуж-
дения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако
по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение.
Несмотря на то, что ведущим типом деятельности для младших
школьников становится учеба, именно игровые формы подачи
информации помогают поддерживать нужный «градус» интереса
и позволяют дольше удерживать интерес к достижению цели.
Группа детей, для которой была подготовлена программа, оказа-
лась неоднородной по возрастным, этническим и культурным дан-
ным. Интересы и возможности 8-летнего и 11-летнего ребенка су-

щественно отличаются. Поэтому командные игры и задания были
рассчитаны на то, чтобы каждый ребенок мог достигнуть лично
для него значимую цель.
Проведенное в начале летнего периода анкетирование детей на
предмет выявления уровня представлений и знаний детей о городе
показало, что:
 
—90% детей не смогли назвать никаких достопримечательно-
стей города, его предыдущих названий; не имеют представле-
ния о численности населения в городе;
 
—70% детей не знают, как называется главная улица и река го-
рода;
 
—60% детей не ответили на вопрос о любимом месте в городе;
 
—50% детей не смогли ответить на вопрос, сколько лет испол-
нилось городу в этом году;
 
—40% детей не имеют полного представления о видах пасса-
жирского транспорта города;
 
—только старшие дети назвали Эрмитаж самым известным му-
зеем в городе;
 
—все дети правильно назвали имя царя — основателя Санкт-
Петербурга.
Наряду с довольно низким общим уровнем осведомленности
детей о городе, нужно отметить огромный разрыв в степени этой
осведомленности между отдельными детьми. В группе около 20%
детей смогли ответить практически на все вопросы и около 50%
ответили на два или три вопроса из 10 предложенных.
В группе были дети разных национальностей — русские, армяне
и таджики. Около 60% детей не являются коренными петербурж-
цами. Поэтому для них наиболее актуально и значимо быть при-
нятыми в новую культурную среду, так как свое будущее они пред-
ставляют и связывают с Петербургом. Они считают его «своим»
городом, несмотря на то, что родились в других странах или горо-
дах России. В связи с этим еще одной из важнейших была задача
построения дружеских отношений между детьми.
Программы были составлена таким образом, чтобы дети не
просто узнавали что-то новое, приятно и  интересно проводили
время, но в течение месяца приближались к поставленной перед
ними цели. У детей этого возраста и данного контингента слабо
выражены такие способности и качества, как целеполагание и це-
леустремленность. Тем не менее это необходимые составляющие

успеха и успешности человека в любой деятельности. Внутренняя
потребность в достижении целей у детей развита слабо потому,
что опыт побед и удовлетворенности у них чрезвычайно мал или
вовсе отсутствует. Поэтому они испытывают острую потребность
в поощрении. Школьная и семейная среда, как правило, слабо или
вовсе не поддерживают в этих детях желания и стремления быть
успешными, а значит, поверить в себя и в свои возможности. Но
игра, интрига, дух соревновательности присущ каждому ребенку,
он способен мотивировать их к преодолению трудностей, достиже-
нию результата, к труду. Именно поэтому вначале каждой из про-
грамм перед детьми была поставлена цель, которую они должны
были достичь в конце месяца. Надо отметить, что все дети вос-
приняли это предложение с большим интересом и приложили все
усилия для ее достижения. «Градус» интереса ко всему, что пред-
лагалось детям, таким образом, не падал.
Для создания эффективных программ учитывались ролевые
предпочтения и личностные особенности детей младшего школь-
ного возраста. В детском коллективе мы имеем дело не столько со
сложившимися, сколько с формирующимися личностями. Как из-
вестно, младший школьный возраст является сенситивным:
 
—для формирования мотивов учения, развития устойчивых
познавательных потребностей и интересов;
 
—развития навыков самоконтроля, самоорганизации и само-
регуляции;
 
—усвоения социальных норм, нравственного развития;
 
—становления адекватной самооценки, развития критичности
по отношению к себе и окружающим;
 
—развития навыков общения со сверстниками, установление
прочных дружеских контактов.
Таким образом, младший школьный возраст — это период по-
зитивных изменений и преобразований. Осознание переживаний
образует устойчивые аффективные комплексы.
Совместная деятельность детей является тем полем, в котором
возникают и развиваются межличностные отношения, формиру-
ются и проявляются личностные особенности. Такая деятельность
не только моделирует характер взаимоотношений, но  и  оказы-
вает непосредственное влияние на их изменение, в том числе на
ролевое поведение. Ролевые ожидания ребенка к себе, сформиро-
ванные в школьном коллективе, зачастую отражают негативные

стереотипы поведения у нашего контингента детей. Поэтому они,
действуя по накатанной, провоцируют окружение на неприятие,
отторжение и даже агрессию в свой адрес. Учитывая эти особен-
ности, мы старались минимизировать негативные реакции на де-
структивное поведение детей, больше хваля и подбадривая даже за
самые небольшие позитивные проявления с их стороны. Так дети
могли формировать положительное представление о себе, приме-
рять новые социальные роли, интериорезируя внешние положи-
тельные оценки своих поступков, достижений и успехов. Напри-
мер, в борьбе за звание «настоящего петербуржца» дети осваивали
социальную роль горожанина, любящего и знающего свой город,
через усвоение определенного социально приемлемого поведения.
Еще одна важная составляющая педагогического процесса за-
ключалась в позитивной обратной связи с родителями. В конце
каждого дня они получали «письмо» от специалистов.
Уважаемая Светлана Васильевна!
Несмотря на то что мы целый день провели в Центре, он был
очень насыщенным и интересным.
Ваш сын сегодня снискал всеобщее уважение и благодарность, со-
вершив героический поступок. Во время игры на площадке мяч уле-
тел в густые заросли шиповника и крапивы. Никак нам не удавалось
его достать, и тут Тима решил попробовать. Мужественно проби-
раясь через колючки, он нашел и вытащил мяч. Все дети были очень
рады и благодарили его.
Сегодня мы играли в игру «Ангел-хранитель». Тима был очень
внимательным Ангелом-хранителем и щедро одарил свою подопеч-
ную рисунками и поделками из бумаги.
Тима принял также активное участие в театре-экспромте. Он
отлично справился со всеми своими ролями.
Вечером у нас был замечательный мастер-класс по валянию по-
делок из шерсти. Тима с удовольствием занимался творчеством.
Завтра утром мы подведем итоги за июнь и наградим ребят,
принимавших активное участие во всех наших делах. К сожале-
нию, вечером не состоится поездка в Конный клуб. Но возможно, мы
отправимся на прогулку по городу на общественном транспорте.
Просим Вас обеспечить ребенка деньгами (100 руб.) или проездными
документами.
Выбранная форма обратной связи с родителями способствова-
ла достижению нескольких целей. Во-первых, родители получают
от специалистов информацию о том, чем занимался сегодня ребе-

нок, что предстоит завтра и как подготовиться к поездке или игре
на следующий день. Во-вторых, пожалуй, самым важным было то,
что родителям сообщали что-то хорошее и позитивное об их детях.
Один из родителей назвал такие письма «похвальными грамота-
ми». Таким образом специалисты, с одной стороны, стремились мо-
тивировать ребенка к созиданию, творчеству, любознательности,
с другой стороны — делали для родителей акцент на необходимо-
сти хвалить и подбадривать детей. Нельзя недооценивать важную
роль похвалы как стимула к позитивным изменениям в поступках
и достижениях ребенка. Родитель, испытывая чувство гордости за
своего ребенка, дает возможность и ребенку почувствовать свою
значимость. Даже если ребенок в течение дня имел замечания, вос-
питатель всегда мог найти что-то хорошее в его поступках, дей-
ствиях, словах, о которых и сообщалось родителям. Дети всегда
ждали свои «похвальные листы» и были горды ими.
Рассмотрим программы летнего отдыха, составленные специ-
алистами Центра.
Программа I: Клуб путешественников по Санкт-Петербургу
и окрестностям.
Цель: борьба (с самим собой) за право называться настоящим
петербуржцем.
задачи:
 
—определение понятия «настоящий петербуржец»;
 
—знакомство с историей города, его достопримечательностя-
ми;
 
—знакомство с традициями города;
 
—привитие любви к городу, бережного и уважительного отно-
шения ко всему окружающему;
 
—формирование петербуржского стиля в манере поведения.
Структура дня. Утро начинается с общей встречи в кругу. Детям
предлагается выбрать пиктограмму человеческого лица, которое
отражает разные чувства: грусть, гнев, страх, удивление и радость.
Выбранную пиктограмму дети помещают на Экран настроения. за
редким исключением дети приходили в Центр в хорошем настрое-
нии. В кругу детям предлагаются небольшие игры. Особенно полю-
билась игра с клубком — «Паутинка». Каждый бросок клубка кому-
то из группы сопровождается фразой в зависимости от выбранной
темы утреннего small talk. Первый раз эта игра была использована
для запоминания имен участников группы. затем дети стали сами

предлагать темы для игры: «У меня дома есть…», «Больше всего я
люблю…», «я мечтаю о …», «я хочу всем пожелать…», «я умею…».
Несмотря на слабо развитую эмпатию у детей, игра почти всегда
имела успех. можно предположить, что им было важно не столько
услышать другого, сколько высказаться самому. Но надо отметить,
что от раза к разу, дети давали больше позитивной эмоциональной
связи на высказывания своих товарищей.
Первая половина дня в большей степени наполнена познава-
тельными играми, интерактивными занятиями, а также посеще-
ниями достопримечательностей города. Послеобеденное время
объявлено как спокойный час, во время которого можно спать или
отдыхать. Вторая половина дня, как правило, отводится под твор-
ческие мастерские. Дети с  огромным интересом и  энтузиазмом
проявляли свои творческие способности — варили мыло, работали
в технике декупаж, монотипия, расписывали стаканы, декорирова-
ли рамки, валяли игрушки из шерсти. Это время для творчества
было очень удачно выбрано, так как дети успевали отдохнуть, на-
браться сил после активного времяпровождения в первой полови-
не дня. Вечерние часы проходят в играх на свежем воздухе или на-
стольных играх.
В конце дня дети идентифицируют свое настроение путем вы-
бора соответствующей пиктограммы, как утром, и заполняют спе-
циальный Календарик. Была придумана и предложена детям фор-
ма отреагирования эмоций и состояний и оригинальная обратная
связь по принципу отрывного календаря, только дети не отрывают,
а добавляют в него каждый день по листочку. На листах они запи-
сывают свои впечатления о проведенном дне, что понравилось, что
больше всего запомнилось. Надо отметить, что детям было трудно
конкретизировать свои впечатления, они стремились к их обобще-
нию: «мне понравилось все». задача педагога состоит в том, чтобы
помочь ребенку отразить свое настроение и впечатление более диф-
ференцированно — в конкретных фразах или рисунках-образах.
Поставив перед детьми цель — добиваться звания «настоящий
петербуржец», необходимо вместе с детьми определить, что входит
в это понятие. Оказалось, что дети хорошо чувствуют и понимают
важные составляющие этого понятия. Почти все сказали, что это
человек, который знает и любит свой город. многие отметили, что
настоящего петербуржца отличает особая доброжелательность, го-
товность помочь другим людям (пожилым, гостям города). многие

говорили о том, что настоящий петербуржец — вежливый человек.
В процессе такой групповой беседы у детей формируется образ,
представление о том, какими качествами должен обладать человек,
достойный звания «настоящий петербуржец». Для усиления мо-
тивации в достижении поставленной цели было объявлено о на-
граждении в конце месяца всех, кто будет достоин этого звания.
Призы — это дополнительные стимулы, которые помогают обре-
сти цели материальное выражение и бóльшую привлекательность
для детей.
знакомство детей с  городом и  его достопримечательностями
проходило через интерактивные игры-путешествия и  экскурси-
онное посещение музеев. Одна из интерактивных игр проходила
на территории Петропавловской крепости, с которой и началось
строительство Санкт-Петербурга. Две команды детей получили
маршрутные листы с заданиями, которые должны были выполнить
в определенное время. задания носили исследовательский и при-
кладной характер. Например, детям было предложено измерить
толщину стен одной из куртин. С помощью взрослого и сантиме-
тровой ленты они измеряли толщину стен Никольских ворот. за-
тем прошла дискуссия на тему, почему стены такие толстые и чем
они заполнены, что было размещено внутри стен. Другая команда,
найдя Печатню, познакомилась с работой печатного станка и на-
печатала грамоту, свидетельствующую о том, что они побывали
в Пет ропавловской крепости. После выполнения всех заданий, дети
встретились у памятника Петру Великому и отправились в подзем-
ный ход — Потерну, увлекательное путешествие внутри стен кре-
пости на равелин к полуденному залпу пушки. за выполнение всех
заданий команды получили по мешочку с металлическими деньга-
ми и по старой петербуржской традиции пытались попасть с моста
в скульптуру зайца для исполнения загаданных желаний. По завер-
шении игры детям был предложен шоколад с изображенными на
обертке петербургскими достопримечательностями. Дети предло-
жили разместить их на карте города, которая украшала новостной
стенд дневного отделения. В один из дней была проведена такая
игра, которая помогла детям узнать, что за достопримечательности
были изображены на шоколадных обертках, где они расположены
и какой-нибудь интересный факт о них. В итоге карта была укра-
шена изображениями Исаакиевского собора, Невского проспекта,
Адмиралтейства и т. д.

знания и информация, полученные в игровой форме с сохране-
нием некоторой интриги, как показывает практика, действительно
лучше воспринимаются и запоминаются детьми.
В конце месяца мы провели повторное исследование знаний
и представлений детей о городе. Им было предложено слайд-шоу
с видами города, после просмотра которого они должны были опи-
сать те известные места, которые они узнали. за этот месяц дети
поднимались на смотровую площадку Исаакиевского собора, по-
бывали в мультимедийной экспозиции музея «Вселенная воды»,
приобщились к  миру природы, посетив музей живых бабочек,
музей кошек, многие впервые побывали в Эрмитаже, меншиков-
ском дворце, познакомились с такими знаменитыми пригородами
Петербурга, как Пушкин, Петродворец, Шлиссельбург. Детям было
предложено написать небольшое эссе об одном из русских царей.
Половина детей из группы выполнили это задание.
В конце месяца были подведены итоги этого месячного мара-
фона. Детям было предложено выбрать трех человек из группы,
которых они считают достойными звания «настоящий петербур-
жец». Возможность влиять на принятие решений вызвало у детей
некоторую растерянность, сменившуюся волнением и  чувством
ответственности за результат их действия. Интересно, что резуль-
таты голосования детей совпали с мнением специалистов. Призы
соответствовали теме месяца — детям вручили интересные кра-
сочные книги-путеводители о Петербурге. Дети, вошедшие в трой-
ку лидеров, были награждены сувенирными медалями с видами
Санкт-Петербурга. Все дети были удостоены звания настоящего
юного петербуржца. мы действовали не по принципу «нужно по-
ощрить каждого», а исходя из реальной ситуации. У детей действи-
тельно было желание добиться цели, и они, каждый в меру своих
возможностей, приближались к ней. Таким образом, ребята были
вознаграждены не за желание, а за результат своих действий на
пути к намеченной цели. Достижения каждого ребенка особо под-
черкивались в момент награждения и вручения приза.
Программа II: Школа хороших манер.
Анализ динамики групповых процессов и личностных особен-
ностей детей в первый летний месяц показал, что предметом для
последующего психолого-педагогического коррекционного про-
цесса может стать культура общения и взаимоотношений воспи-
танников отделения. Тенденция к снижению общего культурного

уровня подрастающего поколения особенно четко прослеживается
в повседневной жизни: как дети обращаются друг к другу, как ведут
себя на улице, в общественных местах, игровом пространстве и т. д.
Грубость как способ решения даже незначительных конфликт-
ных ситуаций, применяется как мальчиками, так и  девочками.
Правда, надо отметить, что неоднократные поездки в обществен-
ном городском транспорте, приучили детей к некоторой вежли-
вости: они стали уступать место пожилым людям, меньше шуметь
во время поездок. Но в целом низкий уровень культуры в межлич-
ностном общении и соблюдения норм и правил поведения у наших
детей стал поводом для разработки программы, которую мы назва-
ли «Школа хороших манер».
Как и в первый месяц, мотивацией к активному участию детей
в процессе послужила внешняя цель, которая была поставлена пе-
ред детьми. месячное обучение в Школе хороших манер оканчива-
лось балом выпускников. И если реакция на слово «школа» у детей
была негативная, то волшебное слово «бал» произвело волнующее
действие как на девочек, так и на мальчиков. Сохраняя игровой
контекст, мы объявили набор студентов в Школу хороших манер.
Далее приведена учебная программа.
Программа школы включает следующие дисциплины:
1. Сервировка стола
 
—как накрывать стол;
 
—искусство сворачивания салфеток;
 
—как выбрать скатерть.
2. Повседневный этикет
 
—брать или не брать в долг;
 
—кто открывает двери;
 
—делаем покупки.
3. Поведение на улице и в общественном транспорте
 
—правила пользования транспортом;
 
—прогулка;
 
—уступаем место.
4. Общение
 
—давайте знакомиться;
 
—как правильно вести беседу;
 
—что делать в неловких ситуациях;
 
—спорим!?;
 
—комплимент.

5. Гости
 
—визит;
 
—принимаем гостей;
 
—как правильно выбрать подарок.
6. Внешность и одежда
 
—как правильно подобрать одежду;
 
—немного о галстуке;
 
—макияж.
После издания «приказа» о зачислении детей в Школу хороших
манер, им выдают зачетные книжки, в которых педагоги делают
отметки об уровне овладения навыками, обучение которым было
заявлено в программе. Уроки хороших манер проходили два раза
в неделю. После краткой теоретической части детям предлагались
ситуации, для того чтобы продемонстрировать усвоенные знания.
Конечно, наибольший интерес вызвали такие «дисциплины», как
сервировка стола, внешность и одежда, также дети с интересом уча-
ствовали в обсуждении таких тем, как «брать или не брать в долг»,
как спорить без нанесения ущерба дружеским отношениям.
Уроки танцев также пользовались популярностью. Надо отме-
тить, что первой реакцией детей на предложение о разучивании
польки, вальса или полонеза было вербальное сопротивление.
Опыт проведения балов показывает, что дети не столько не хо-
тят танцевать, сколько опасаются выглядеть смешно и неуклюже
во время танцев. Они не уверены в своих возможностях овладеть
необходимыми танцевальными движениями. Но как ни странно,
преодолев этот страх, они получают большое удовольствие от му-
зыки, движений. мальчики трудятся на репетициях более усердно,
они большее значение придают процессу и результату. Девочки, по
природе более склонные к танцам, все-таки больше озабочены сво-
им внешним видом, нарядами, прической.
Репетиции лучше проводить отдельно с мальчиками и девочка-
ми. И лишь когда у них появляются первые успехи, можно объ-
единять в пары. Процесс объединения в пары очень значим для
детей. Безусловно, учитываются их пожелания и  предпочтения.
Но в группе практически всегда оказываются дети, которых никто
не выбирает. Эту проблему можно решить с помощью взрослых,
когда один из педагогов или приглашенных студентов, волонтеров
становится партнером ребенка. Это позволяет ему не быть исклю-

ченным из общего процесса и, как правило, повышает его статус
в глазах детей.
Детям очень нравится танцевать — прекрасная классическая
музыка, торжественная обстановка, красивые наряды, родители
и близкие в качестве зрителей — все это делает бал очень значимым
событием для детей и рождает в них чувство ответственности, со-
бранность и, конечно, волнение. Благородство и стать видна почти
в каждом ребенке.
Сам бал состоит из нескольких частей: танцевальной, празднич-
ного ужина и награждения.
Во время праздничного ужина дети продемонстрировали свое
умение правильно сервировать стол, пользоваться приборами во
время приема пищи, ухаживать за «дамами», поддерживать беседу.
Награждение проходит с  вручением дипломов выпускника
Школы хороших манер и подарков, которые соответствуют теме
«обучения». Например, красивые зеркальца для девочек, галстуки
или бабочки для мальчиков.
Впечатления детей, которые они ежедневно оставляли в Кален-
дарике, и отзывы родителей, убеждают в том, что подобного рода
организованный летний отдых детей очень востребован. Количе-
ство впечатлений и новых знаний, приобретенных за эти два ме-
сяца велико. Дети посетили 10 музеев, совершили 4 загородные
поездки в пригороды Санкт-Петербурга и 3 — в Конный клуб, при-
няли участие в 14 интерактивных играх-занятиях и 8 творческих
мастер-классах. При такой насыщенной программе ни разу за два
месяца никто из детей не выразил нежелания поехать в музей, при-
нять участие в игре или мастер-классе. Секрет такой включенности
и искреннего интереса детей заключается в особом настрое педаго-
гов. Успех этого дела определила мощная «заряженность» и вовле-
ченность взрослых. Ребенок считывает модель поведения, установ-
ки, реакции взрослого в процессе повседневного взаимодействия.
Не секрет, что именно такой процесс воспитания — через личный
пример —  эффективен. Если взрослый увлечен тем, что делает, вза-
имодействует, а не присматривает за ребенком, тогда можно гово-
рить об истинной передаче человеческих ценностей и построении
подлинных взаимоотношений с ребенком, что и является само по
себе смыслом и целью такого взаимодействия. Очень важно, чтобы
сам педагог верил в то, что делает, и «горел» своим делом, тогда он
сможет заразить своей увлеченностью и детей.



Социокультурная среда ребенка




Премудрости воспитания




Ничьих детей не бывает




Воспитание ребенка
в замещающей семье