+7 (812) 528-62-02
domtrudolubia@mail.ru
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Малоохтинский дом трудолюбия


Полезные ссылки
   
Концепция «я нужен России»


Масштабы социального сиротства в современной  России беспрецедентно велики и  продолжают оставаться одной из наиболее острых социальных проблем.

В то же время, недостаток адекватной репрезентации проблем института детства в социальном сознании закрывает для общества их остроту, тем самым,  умаляя потребность в социальной рефлексии,  переосмыслении существующих подходов в решении проблем детства, поиске путей их решения.

Историческая и общественная жизнь зависит от поведения, как всего населения, так и отдельных социальных групп, на которые оно распадается. Детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, принято относить к «группе социального  риска».

В соответствии с ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития  у них общественно значимой и творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вместе с тем, жизненный путь ребенка, длительное время проживающего в неблагополучных семейных условиях, а далее — в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, в значительной мере предопределен и проходит под знаком пагубного воздействия социального окружения. Закон дивергенции  социальной среды в значительной мере сокращает шансы таких детей достигнуть адаптации в обществе на уровне детей, которые проживают в условиях домашнего воспитания и родительской заботы.  

В результате неблагоприятного стечения обстоятельств у детей данной социальной категории формируется чувство собственной неполноценности, ущербности, обделенности. Обойденные родительской заботой, они и от общества зачастую получают значительно меньше внимания.

Совокупность травмирующих факторов повышает вероятность потери детьми данной социальной группы интереса к конструктивной деятельности или риск закрепления девиантного поведения, что в итоге приводит к их социальной исключенности из общества. «Ситуация социального развития»  подменяется для  таких детей «ситуацией невозможности»,  формируя, тем самым, социальную неуспешность, невозможность реализации их потенциалов в будущем. Все это в конечном итоге  детерминируют  серьезные личностные деформации несовершеннолетних,  и может привести к  потере обществом лояльных, а возможно, и полноценных созидающих граждан.

Государственной функцией является реализация общественно ожидаемой потребности в защите от рисков социальной дезорганизации, возникающих, в том числе, и от неадекватной  интеграции в социум детей группы социального риска и воспитывающихся в условиях, не дающих им шанс на развитие, самоопределение и самореализацию.

Крупнейший русский социолог ХХ века Питирим Сорокин говорил: «Каждая страна должна беречь своих людей. Не сберегая, не заботясь о наших детях, мы уничтожаем общую государственную ценность, создаем условия для формирования социальной страты, которую можно обозначить как маргинальную».  Это неизбежно продуцирует  социальные  риски для всего общества.

Предотвратить  социальное исключение детей, не по собственной вине оказавшихся в сложной жизненной ситуации, помочь им сделать выбор в пользу позитивного жизненного сценария должны взрослые.

Это и является смыслом комплексной  работы всего коллектива нашего  учреждения.

Период пребывания ребенка в нашем учреждении колеблется от 1 недели до полутора лет. Но даже такой, казалось бы, незначительный промежуток времени может быть решающим в развитии и формировании личности ребенка.  Независимо от того, вернется ребенок в семью, или обретет новую, перейдет ли до своего совершеннолетия в сиротское учреждение, мы должны провести  работу по его реабилитации и коррекции выявленных нарушений в развитии; а самое главное, мотивировать на преодоление последствий негативного прошлого, дать установку на конструктивное будущее.

В процессе реабилитации воспитанников учреждения выявляется целевая группа детей, объективно не столь обширная, нуждающаяся в дальнейшем адресном сопровождении, привлечении внешних ресурсов.

Это, как правило, подростки от 13 лет, имеющие в социальном анамнезе длительный опыт разного рода девиаций, положительную   динамику и мотивацию на социально одобряемый образ жизни, достаточный потенциал для дальнейшего развития, а также ориентированные на сферу деятельности, которая может стать для них в будущем профессиональной.

Для закрепления же положительной    динамики и  достигнутых  результатов часто требуется не только  определенное время, но и конструктивное вмешательство с целью  оказания своевременной адекватной помощи в виде протежирования, поручительства, привлечения дополнительных ресурсов, в том числе, и финансовых, тем более, когда речь идет о  профессиональном самоопределении, получении образования, трудоустройстве,  многом другом.

Вместе с тем, дальнейшее сопровождение ребенка нашими силами по завершении срока его пребывания и отчисления  из нашего учреждения невозможно в силу ряда причин. В случае перевода ребенка  в сиротское учреждение отсутствие ведомственного механизма  преемственности опыта одного учреждения (в данном случае,  Малоохтинского Дома трудолюбия) другим  полностью исключает нашу  возможность его официальной поддержки.  В ситуации, когда ребенок возвращается в биологическую семью или устраивается в семью замещающую, возможности нашего учреждения ограничиваются необходимостью подключения  материального ресурса.

Периодическое неофициальное (на личном контакте специалистов) включение в ситуацию не приносит сколь либо значимых результатов и требует системного подхода.

Эта проблема на сегодняшний день тем более актуальна, в связи  ожидаемыми  общественными потребностями в формировании лояльных  членов социума, в  повышении качества их социализации.

Роль ответственного бизнеса в решении подобных проблем сегодня, как никогда очевидна. Нам представляется, что их решение возможно посредством не только  таких институтов, как  попечительские советы, но и  патронаж (от франц. patronage — покровительство), наставничество, шефство, меценатство — как индивидуальное, так и корпоративное, основным принципом которых является жизнеутверждающая гипотеза — вера в ребенка,  опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам». В этом нам видится определенная реновация.

 

 




Социокультурная среда ребенка




Премудрости воспитания




Ничьих детей не бывает




Воспитание ребенка
в замещающей семье