+7 (812) 528-62-02
domtrudolubia@mail.ru
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Малоохтинский дом трудолюбия


Полезные ссылки
   
Компьютер и детское здоровье


Современные научные технологии плотно вошли в жизнь каждого человека . На работе и дома мы окружены различными « умными» машинами. По нашему требованию они пишут, печатают, пекут хлеб, моют, стирают и делают многое-многое другое. Без многочисленной армии компьютеров не работает ни одно учреждение. Также в каждом образовательном учреждении имеются все средства для приобретения  компьютерной грамотности. Дети охотно воспринимают эти знания., с удовольствием работают на компьютере и во внеурочное время.  Занятия на компьютере приводят к активации умственной деятельности, формируют положительную мотивацию к учебе, позволяют увеличить объем информации. Но  нельзя забывать и о негативном влиянии целого ряда факторов на организм детей и подростков. Спорным остается вопрос о воздействии на организм человека электромагнитного и электростатического полей. Поэтому при приобретении компьютера обязательным является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии Государственному стандарту РФ.  К технике, которая используется для занятий детей и подростков, предъявляются повышенные, более высокие требования.  Для уменьшения отрицательных воздействий необходимо помнить и соблюдать несколько правил общения ребенка с компьютером.  

 

      Правило 1.Соблюдение режима продолжительности занятий.

 

  Известно, что при работе с монитором возрастают зрительные нагрузки, которые приводят в итоге не только к покраснению глаз, ощущению песка и жара в глазах, но и к снижению остроты зрения, нарушению аккомодации. Это означает, что ребенку потом  трудно концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение.  Для предотвращения этих явлений необходимо соблюдать временной режим работы : для детей 5-6 летнего возраста время за компьютером не должно превышать 10 минут в день, в школе  в 1-5-м классах 15 минут, в 5-7 классах 20 минут, 8-9 классах 25 минут, 10-11 классах 30 минут. Домашние занятия школьников должны укладываться в эти же временные рамки. У детей и подростков уже после не столь продолжительных занятий  могут появляются признаки зрительного и общего утомления, которые проявляются  в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы, задирании ног с упором в край стола, опоре на спинку стула и др. В этом случае полезны небольшие физкультурные паузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

 

Правило 2. Строгий  контроль за содержанием компьютерныз занятий.

 

Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом, т.е. рассчитанные главным образом на быстроту реакции и получившие название «стрелялки», «догонялки», «бродилки». Увлечение такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий, развивается повышенная возбудимость, снижается успеваемость, ребенок становится обидчивым, капризным, агрессивным. Психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр.  Всемирная Организация здравоохранения внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств. В России этим расстройством страдают 4-6 % пользователей, причем около 70 % из этого числа – дети и подростки. Обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе дети, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку, комплексы. Чаще всего это мальчики. Для предотвращения  развития зависимости необходимы ежедневное общение с ребенком, ненавязчивый контроль за ним, вовлечение его в домашнюю и общественную жизнь, оптимизация свободного времени  ребенка путем определения в спортивные секции, кружки.  Если же ребенок любыми путями стремится проводить за компьютером как можно больше времени , нужна незамедлительная  консультация психолога реабилитационного центра.

 

Правило 3. Рациональная организация рабочего места.

 

Многие исследователи при обследовании находящихся у мониторов детей  выявляют значительные нагрузки на опорно-двигательный аппарат, что приводит к нервно-мышечному переутомлению. Так как у детей еще продолжается формирование мышечной системы, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности препятствует нормальному восстановлению функций и способствует развитию предпатологического состояния аппарата кистей рук. Это является предпосылкой развития уже во взрослом состоянии такого заболевания, как кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере.

Обязательно использование мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. 

Стул должен быть с высокой спинкой и подлокотниками. Рекомендуется  дополнительное использование  настольной лампы для освещения клавиатуры.

 

 

Правило 4. Регулярная влажная уборка помещения и обеспечение оптимальных параметров микроклимата помещения.

 

Температура воздуха в помещении, где проводятся занятия на компьютере , должна быть во все сезоны 19-21 градусов С, относительная влажность воздуха 55- 62 %. Сухость воздуха способствует  накоплению в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, которые в свою очередь адсорбируют на себя частицы пыли. Эти частицы  проникают в легкие, вызывая заболевания дыхательных путей; также являются причиной аллергического поражения глаз и кожи. Для увлажнения воздуха  помимо влажной уборки полезно использовать увлажнители воздуха.

 

Внимание!

Необходимо помнить, что дети с миопией высокой степени, эпилепсией и эпилептиформными приступами  могут быть допущены к занятиям на компьютере только после заключения окулиста или невролога.

 

 

Задачей родителей и педагогов является формирование разносторонне и гармонично развитой личности . Вместе с точными науками и компьютерной грамотностью необходимо прививать ребенку любовь к литературе, искусству, приучать много читать, заниматься физической подготовкой. Все это является залогом хорошей социальной адаптации, а значит и успешности в будущем.

 

Будьте здоровы!



Социокультурная среда ребенка




Премудрости воспитания




Ничьих детей не бывает




Воспитание ребенка
в замещающей семье