+7 (812) 528-62-02
domtrudolubia@mail.ru
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Малоохтинский дом трудолюбия


Полезные ссылки
   
II Международная научно-практическая конференция «Действуем вместе в интересах детей»


09-10 сентября 2013 специалисты Учреждения участвовали во II Международной научно-практической конференции «Действуем вместе в интересах детей». Конференцию проводило АНО «Партнерство каждому ребенку» совместно с НОУ ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», СПБОБФ «Родительский мост», благотворительной компанией «EveryChild» и «Европейской ассоциацией раннего вмешательства EURLYAID», при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Европейского Союза.

Кроме коллег из ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии, Таджикистана, Молдавии), в ней приняли участие специалисты, работающие в сфере детства и семьи, из Великобритании, Швеции и Индии. Россия была представлена такими регионами, как Москва, Самара, Пенза, Барнаул, Мурманск, Курган, Тверь.

Целью конференции стала консолидация усилий профессионального сообщества в соответствии с ключевыми положениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», направленными на поддержку семей и профилактику социального сиротства, сокращение использования государственных интернатных учреждений для детей раннего возраста и детей с инвалидностью, развитие альтернативных форм семейной поддержки в соответствии с «Руководящими указаниями ООН по альтернативному уходу за детьми. На конференции  много внимания уделялось вопросам реализации Национальной стратегии. Как написано в самой Национальной стратегии, ее цель состоит в определении основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Участники конференции

Интересным в этом плане было выступление члена Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии Семья Галины Владимировны. Ее выступление, как обычно, изобиловало различными цифрами и показателями. Вот лишь некоторые из них. Ситуация с детьми сиротами в различных регионах России обстоит по-разному. Согласно представленным Галиной Владимировной статистическим данным, наименьший процент детей-сирот традиционно отмечается в Кавказском регионе. Ситуация с усыновлением детей-сирот в 2012 и 2013 годах явно изменилась. Так, в первом полугодии 2012 года иностранные граждане усыновили 2197 детей, а за тот же период 2013 года – 782 ребенка. Российские граждане усыновили в первом полугодии 2012 года 3203 ребенка, за тот же период 2013 года – 2831. Наметилась тенденция в снижении количества усыновляемых детей, несмотря на то, что государство в последнее время увеличивает различные выплаты на приемных детей. Правительства регионов также стараются материально стимулировать граждан к принятию детей в свои семьи. Суммы, которые регионы готовы единовременно выплачивать гражданам иногда поражают своими размерами – от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб. на ребенка. Некоторые участники конференции высказывали опасения по поводу стремления государства «залить» бреши в семейном устройстве детей деньгами.

Галина Владимировна сообщила о том, что сейчас осуществляется два интересных проекта, в которых предложила участвовать всем желающим.  Первый из них касается разработки концепции реформирования сети организаций для детей-сирот и требований к специалистам, работающих в этих организациях. Все наработки, предложения, которые могут быть полезны, Галина Владимировна попросила присылать в Министерство образования. Второй проект – это сайт мониторинга реализации национальной стратегии (http://мониторингнсид.рф). Мониторинг проводится экспертной группой, которая работала более двух лет. В настоящее время группа пришла к выводу, что все имеющиеся в этом направлении проблемы носят межведомственный характер. На сайте опубликована стенограмма совещания «Реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Галина Владимировна призвала участников конференции активно подключиться к работе сайта, участвовать в его форумах.

Очень ярким оказалось выступление Заслуженного врача России, члена-корреспондента РАН Евгения Теодоровича Лильина. Он говорил, в частности, о том, что финансовая поддержка государства семьям, взявшим на воспитание детей, должна быть очень конкретной. Такие дети нередко страдают так называемыми орфанными заболеваниями. Орфанные, или «сиротские», заболевания представляют собой группу редких болезней. На данный момент описано около 7 000 их разновидностей. Примерно половина орфанных заболеваний обусловлена генетическими отклонениями. В настоящее время создано лекарство, с помощью которого можно вылечить больных детей с синдромом Хантера. Курс лечения легкой формы этого заболевания составляет 8 млн. руб. в год, тяжелой формы – 23 млн. руб. в год. Евгений Теодорович скептически отнесся к введению в наши школы инклюзивного образования. «Мы еще «не поели» результатов того, что в этом году начали его внедрять, потому что его надо уметь внедрять», — сказал Евгений Теодорович. В Англии, Германии, Франции разработаны специальные методы того, как это надо делать. Мы от этого весьма и весьма далеки, по мнению Евгения Теодоровича. Будучи в Германии под Дюссельдорфом в центре для больных детей и передачи их в семью, он удивился тому факту, что в очередь на работу в этот центр стоит 428 человек. На вопрос «почему люди хотят работать в вашем центре», ему ответили: «Мы воспитали социальную совесть нации». Люди хотят работать и с больными детьми, и ради их усыновления, ради того, чтобы дать им возможность жить счастливой жизнью.

Наши коллеги, российские специалисты тоже хотят, чтобы качество жизни наших детей улучшалось. О стандартах размещения детей в замещающие семьи и Руководящих указаниях по альтернативному уходу за детьми говорилось на секции, модератором которой была Марина Юрьевна Левина, президент БФ «Родительский мост». Марина Левина поделилась опытом проведения такой подготовки и рассказала участникам секции об этапах подготовки замещающих родителей, которая применяется специалистами БФ «Родительский мост». Психологи, психотерапевты уделяют внимание, прежде всего, мотивации человека и его готовности к принятию ребенка. Понятие «готовности» является основным, краеугольным, даже, в работе с кандидатами в замещающие родители. Этапов в подготовке родителей Марина Юрьевна выделяет 5. На первом этапе происходит первичное знакомство с кандидатом, которое в среднем занимает от 1.5 до 2 часов. Далее происходит углубленное психологическое обследование кандидата и его семьи. На это уходит до 8 очных встреч. Следующий этап это прохождение школы приемных родителей, которая в «Родительском мосте» занимает около 80 часов. Всего около 30% времени занятий в школе проходят в лекционной форме, остальные – в интерактивной форме с использованием арттерапевтических техник. Как считает, Марина Левина, человек должен сначала разобраться со своими личными проблемами, чтобы не переносить их на взаимоотношения с ребенком. По окончании школы кандидаты в замещающие родители получают поддержку и сопровождение в процессе подбора ребенка. Специалист, сопровождающий семью, консультирует ее членов, может присутствовать во время знакомства и первых встреч семьи и ребенка. Заключительный этап представляет собой сопровождение уже созданной семьи, консультирование ее по запросу, мониторинг семейных отношений.

В рабочих группах на этой секции обсуждались вопросы, касающиеся качества подготовки граждан к принятию в свои семьи детей. Были разработаны предложения по улучшению качества подготовки замещающих родителей, а также специализированной помощи детям, находящимся под родственной опекой бабушек  для внесения в законодательство.

Еще один интересный доклад был сделан на заключительном пленарном заседании Колесниковым Сергеем Сергеевичем, представляющим АНО «Партнерство каждому ребенку» при участии детей из проекта «Право быть услышанным». Проект длится около полутора лет и охватил около 100 подростков, проживающих в детских домах Санкт-Петербурга. Он интересен тем, что сами дети были не пассивными, а активными его участниками, проводя исследование по вопросу, насколько важно для чиновников слышать мнение ребенка и учитывать его при решении вопроса о лишении его родительской опеки. Ребята общались с судьями Пушкинского района, представителями органов опеки, директорами детских домов и социальных реабилитационных центров. Они пришли к выводу, что мнение ребенка во время судебных слушаний по вопросу лишения родителей родительских прав важно. Форма ознакомления с этим мнением в понимании детей должна быть изменена. Они предложили несколько вариантов. Один из них – это беседа судьи с ребенком не в общем зале, а отдельно, кулуарно, в более неформальной обстановке. Второй способ получения мнения ребенка – это видеоконференция. Она хороша, как для детей, которые боятся самой обстановки судебного заседания или испытывают транспортные трудности, чтобы участвовать в судебном заседании очно.

Сергей Колесников представил участникам конференции два видеоролика, которые были презентованы как «Моя семейная история». Это было наиболее интересно и актуально для нас, так как в нашем Учреждении разработана и реализуется программа с таким же названием. Суть этих 3-4-минутных роликов состояла в том, ребенок кратко, но очень содержательно рассказывал свою историю жизни, историю своего сиротства так, как он ее понимал. Рассказ ребенка сопровождался его рисунками. Отвечая на вопросы из зала, Сергей пояснил, что текст писали сами дети, взрослые лишь помогали подбирать слова или задавали наводящие вопросы. В целом эти ролики показали, что дети, говоря о фактах своей биографии, до конца так и не понимают. почему это случилось в их жизни, почему они оказались в сиротском учреждении, выброшенными из семьи.

Вот так прошли два дня конференции, наполненные интересной и полезной информацией, плодотворным общением с коллегами в рабочей, но в то же время комфортной обстановке гостиницы «Октябрьская».

 

Заведующя отделением дневного пребывания и социального патронажа

 

 СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

 

«Малоохтинский дом трудолюбия»

 

Педагог-психолог

 

Старовойтова Наталия Анатольевна



Социокультурная среда ребенка




Премудрости воспитания




Ничьих детей не бывает




Воспитание ребенка
в замещающей семье