+7 (812) 528-62-02
domtrudolubia@mail.ru
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Малоохтинский дом трудолюбия


Полезные ссылки
   
Фольклор как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры


А. В. Сазонова, Е. В. Бередникова, Н. А. Старовойтова

 
Многовековая отечественная культурная традиция выработала
свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуаль-
ном марафоне, предлагаемом современным обществом, душевные
качества, которые являются отличительной особенностью русско-
го человека, любовь во взаимоотношениях, способность к сопере-
живанию и многое другое — остаются за гранью воспитательного
и образовательного процессов. Фольклор, вобравший в себя на-
родную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотив-
шиеся в целую систему художественных образов, играет огромную
роль в развитии духовности детей. Какие же задачи в процессе ре-
социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
помогает решать фольклор?
Произведения устного народного творчества имеют огромное
познавательное и воспитательное значение, способствуют разви-
тию образного мышления, обогащают речь детей. В устном народ-
ном творчестве воспеваются особенные черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности, представления о  добре,
красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. знакомя детей
с поговорками, загадками, пословицами и сказками, мы тем самым
приобщаем их к  общечеловеческим нравственно-эстетическим
ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом со-
четаются слово, музыкальный ритм и напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок,
выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В по-
словицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные
качества людей. Особое место в произведениях устного народного
творчества занимают уважительное отношение к труду, восхище-
ние мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор яв-
ляется богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей.
через фольклор дети учатся решать ролевые задачи, формиру-
ют свои представления о таких ролях, как мать, ребенок, девочка
и мальчик. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки и ма-
лые фольклорные жанры — это то неоценимое богатство, которое
способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость,
стать творческой личностью. Дети чутко реагируют на интонацию,
мимику, жест. Присущие детям непосредственность восприятия,
вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатле-
ний. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глу-
боко переживает чувства, волнующие ее персонажей. Таким об-
разом, происходит эмоциональное развитие ребенка, развивается
способность к эмпатии, сопереживанию. Даже чувство страха ис-
пользовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания
чувств. «Страшилки» учили преодолевать страх, проходить испы-
тание страхом.
Приобщение детей к  народной культуре является одним
из  средств формирования у  них патриотических чувств. Фоль-
клор — одна из самых ярких форм выражения народом глубокого
чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
У детей вырабатывается потребность в самоанализе. Они оценива-
ют себя и свою работу: все ли у них получилось, какие были допу-
щены ошибки. С помощью публичных концертных выступлений
дети приобретают опыт успешности в социально значимой, пози-
тивной деятельности. Если до сих пор они слышали в свой адрес
негативные оценки (от родителей, соседей, учителей), то после вы-
ступлений они слышат аплодисменты и похвалу.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров —
прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни,
загадки, игры и  хороводы с  напевами, театрализованные пред-
ставления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные
сказки. Каждый из жанров имеет образовательный, воспитатель-
ный и развивающий эффект. Так, прибаутки важны для воспита-
ния в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для
становления речи, тренировки памяти и пополнения информаци-
онного запаса.
Небылицы — это необычные произведения. В них развиваются
события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все по-
ставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины
не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит
телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зу-
бах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает
пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время
укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей
и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а так-
же логическое мышление, стимулируют познавательную деятель-
ность.
Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтич-
ные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизи-
рованные хороводы и пляски, выявляя, прежде всего, ярко выра-
женное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще
детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той
или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда
пение может сопровождаться проигрыванием действия по сюжету
песни. Иначе говоря, происходит проигрывание элементов народ-
ной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Работа над песней — не скучная зубрежка и не механическое
подражание педагогу, это увлекательный процесс, напоминающий
настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Педагог дово-
дит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней
следует много работать. Хоровое пение — наиболее доступная ис-
полнительская деятельность школьников. Правильное певческое
развитие, с учетом возрастных особенностей и закономерностей
становления голоса, способствует развитию здорового голосового
аппарата. Для развития и воспитания детского голоса педагогу не-
обходимо знать голосовые и певческие возможности ребенка.
Один из главных критериев в вопросе формирования репер-
туара — психофизиологические возможности детей. При подбо-
ре песенного репертуара необходимо учитывать диапазон мело-
дии, интервальные ходы, продолжительность музыкальных фраз
и трудность произнесения слов в песне. В произведениях для игр,
упражнений, плясок обращается внимание на темповые и дина-
мические изменения, постепенность усложнения движений. Обя-
зательным требованием к музыкальному репертуару является его
доступность для детского восприятия и исполнения. Художествен-
ные образы, выражающие близкие детям чувства и  мысли, по-
нятная тематика должны соответствовать объему представлений
о жизненных явлениях, которыми располагает воспитанник Цен-
тра.
Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, пре-
дельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, что-
бы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении



Социокультурная среда ребенка




Премудрости воспитания




Ничьих детей не бывает




Воспитание ребенка
в замещающей семье